Исцеляющая триада. Алена Созинова
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Исцеляющая триада

Алена Созинова

Я клинический психолог, и работа с заболеваниями тела - одна из моих сильных сторон. Хорошо зная биологию, понимая, как работает мозг (в числе прочего я занималась исследованиями гиппокампа и миндального тела), я также много работаю с духом и духовным, и тоже про это многое знаю, и, конечно, осознаю свое главное дело жизни – работу с душой (психикой). Очень опасно (а в лучшем случае – мало или бесполезно) работать с болезнями тела вне этого триединства.

Из 14 лет практики я проработала 11 лет в больницах, и моя кандидатская диссертация была посвящена глубокому системному исследованию одного из заболеваний (Болезни Паркинсона). Эту тему я изучала 7 долгих лет, начиная со студенчества. Меня завораживала эта загадочная болезнь, не такая уж и распространенная в массе, но которой болели Адольф Гитлер, Сальвадор Дали, Мухаммед Али, Мао Цзэдун и Папа Римский Иоанн Павел Второй. Я копала глубоко и широко: исследовала состояние движений и координаторных функций у этих пациентов на сложном биомеханическом комплексе, рассматривала вегетативные проявления заболевания, а также специфику мозгового поражения, замеряла состояние их познавательных способностей (памяти, внимания, речи, мышления и т.д.) и эмоциональных процессов, выясняла, что они про свою болезнь думают, как справляются, чем жили и живут, какие у них ценности, и много-много с ними разговаривала по душам. Даже разработала свою методику реабилитации и реализовывала ее в индивидуальном и групповом формате.

Люди эти были пожилые, и я многому у них училась, открывала свое сердце, взрослела, вместе с ними открывала, что такое жизнь. И что я хочу сказать, что у меня сложилось достаточно объемное представление о тех духовных и душевных процессах, что стоят за этим заболеванием. Конечно же, я не писала об этом в своей диссертации и научных статьях, так как не формат. Но дело в том, что болезнь Паркинсона – заболевание хроническое и прогрессирующее. И лечится оно с определенных стадий только заместительной терапией (пациенты принимают элемент, которого им не хватает в мозге). И сколько бы вы ни совершили с таким пациентом расстановок, индивидуальных бесед о маме-папе и камланий с бубном, сколько молитв не прочли бы – болезнь не уйдет. И это невежество и незнание - обещать таким пациентом что-то чудесное, не понимая на самом деле, о чем идет речь.

Я сама редко использую лекарства и внешние средства для лечения себя, но бывает, что это необходимо. Например, без оперативного вмешательства во младенческом возрасте, я бы вряд ли жила. Не то что меня бы это расстроило тогда, но сейчас мне нравится жить, и я благодарна медицине за это. Медицина – это большая часть нашей культуры, и следует это признать. Я против любых крайностей в эту сторону, но наработанные знания игнорировать не стоит, и если вы беретесь за исцеление болезней – вам точно нужно быть осведомленными хотя бы об их биологии. Я бы рекомендовала понимать хотя бы в общих чертах (ключевое слово здесь - понимать) биологию процесса, что дают телу те или иные медикаменты и зачем их назначают (можно всегда поговорить с лечащим врачом), также хорошо иметь связь с духовным и трансперсональным пластом реальности, иначе психологическое сопровождение болезни будет направлено не на исцеление, но на совладание (хотя и это иногда полезно). Биологический пласт – это не всегда и не только традиционная медицина, это может быть и нетрадиционная медицина или целительство травами, но это точно должен быть кто-то, кто имеет огромный опыт и чутье именно о процессах и системах тела, и, конечно, успешные истории выздоровления пациентов.

Например, у потомственной в 7 поколениях мексиканской акушерки Анхелины, у которой я училась на семинаре этой весной (и которая даже не окончила среднюю школу), за тысячи родов, которые она сопровождала со своих 3х лет (тогда она помогала своей бабушке), было только 3 смерти. Конечно, такой статистикой не может похвастаться ни один роддом мира, однако некоторые пренебрегают опытностью медиков и парамедиков и рожают в одиночку или с кем-то, кто плохо стоит на земле, и потом сильно жалеют, что рядом не оказалось квалифицированного специалиста. Дело не в том, что такой выбор всегда плох, но он требует ответственности, сверки со своим телом, чувствами и чутьем, но не руководства умственными инсинуациями или методом «на авось».

У меня были пациенты, которые исцелились от рака, эпилепсии, пришли в себя в реанимации, хотя прогнозировались иные варианты, или хорошо восстановились после инсульта, но в этом всегда была огромная заслуга врачей или/и парамедиков. Бывали редкие случаи, когда люди отказывались от медицинской терапии, но это чувствовалось правильным в какой-то момент, и для этого была проведена огромная психодуховная (а до этого, лечебная) работа, либо они шли за зовом интуиции. Например, я знавала пациента, который сбежал из реанимации после инфаркта и уехал в Египет, потому что считал, что настоящий мужчина должен умереть в пустыне на лошади. Или же одна моя пациентка после долгой и трудной нашей психотерапевтической работы отказалась от противосудорожных препаратов, потому что ее работа была связана с умственным трудом, а они притупляли ее умственную активность, и она приняла такой вызов, осознавая все риски и возможные последствия для мозга, и приступы у нее не повторялись больше. Однако это скорее исключения, чем правила.

Обычно бывает важно исцелять все уровни сразу: дух, душу и тело. Если лечить только тело – не будет чудес, в лучшем случае, сработает статистика по данному заболеванию, будут вероятны рецидивы, либо появление других болезней: это как дергать вершки, не замечая корешков (ведь человек - существо психодуховное, и даже согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние биопсихосоциодуховного благополучия). Если лечить только душу или дух, тело может за этим не поспеть, так как тело, как все материальное, медленнее и плотнее, и оно просто может умереть, пока вы совершенствуетесь. Вероятно, это и произошло со Стивом Джобсом, который, по словам онкологов, имел простую операбельную форму рака, но выбрал сыроедение и духовные искания, видимо, не посоветовавшись со своим телом и не расслышав свою интуицию, проигнорировав своего внутреннего целителя. Воля, ум и духовность без чувств, интуиции и телесной осознанности может убить. Я признаю, что каждый имеет право выбрать – жить ему или умереть, но лично я нахожусь на стороне жизни.

Души и духа мало для исцеления болезни тела. Ваш дух может видеть все со стороны, понимать, зачем и почему вам дана та или иная болезнь, ваша психика может открыть механизмы исцеления себя, выгоды и психологические причины и основания болезни, но от этого будет толку ровно столько же, сколько от рассуждений о насилии и несчастных случаях в истории человечества рядом с покалеченным грустным ребенком, или о кулинарии и функционировании пищеварительного тракта рядом с голодным. Телу нужна физическая и чувственная забота, теплота, телу часто нужно отдельное свое лечение (потому что появившись по психодуховным причинам, заболевание, материализовавшись, уже начинает действовать по своим законам материи. Так же как если поджог был совершен по воле или оплошности человека, чтобы потушить дом, нужна вода, иначе все сгорит дотла). Психике и духу тоже необходимы действия, реальные изменения. Мало просто понимать. Понимать, видеть причины – это все игры ума, без действий и проверки реальностью этого недостаточно.

Разные функциональные состояния, типа депрессий, страхов, панических атак – часто достаточно просто и быстро исцеляются только на уровне психики, стандартными психологическими методами. Серьезные же заболевания тела, сопровождающиеся сильным изменением внешности, болями и другими дискомфортными ощущениями, ограничениями привычной жизнедеятельности, поражениями мозга и тканей – за ними обычно стоят гораздо более массивные психодуховные процессы, которые создают человеку сильный вызов, меняя его форму и вынуждая его поменять свое содержание, трансформироваться, познавать и высвобождать истинного себя, расти внутрь и вверх, причем неотложно, ведь они неустанно сигнализируют о себе, словно мигалки скорой помощи, в виде болей и других дискомфортных ощущений, а также тревожных мыслей, либо угрожают смертью или инвалидностью, вися над человеком, словно Дамоклов меч. Их девиз: «Трансформируйся или умри», «Развивай сознание, открывай сердце, либо вынужденно проживай то, что должно быть прожито, через болезнь». Болезни с угрозой для жизни говорят: умрет либо тот, кем ты был ранее, либо твое физическое тело (или если ты будешь убивать истинного себя, то ты умрешь вместе со своим телом).

Итак, болезнь – это что-то очень реальное и существенное, существующее, так как это происходит со всем существом болеющего. Как правило, речь идет о теле и уровне телесных ощущений. Хотя формально есть заболевания, которые люди как бы не чувствуют, но по мере их исследования оказывается, что человек их сновидел - боялся или как-то по-другому интуитивно ощущал их присутствие. Излечивая болезни тела, важно работать с самим физическим телом (медицинские и парамедицинские методы лечения), режимом сна и бодрствования, активности и отдыха, питанием, дыханием, с эмоциональным телом, а также с душевными и духовными составляющими заболевания. И никакая из этих видов работ не должна быть теоретической. Речь идет о реальных чувствах, реальном общении, реальных изменениях всех этих структур человека. Не механически придерживаться диеты, но почувствовать, хорошо ли это для вашего тела в соответствии с вашими целями. Не поговорить о чувствах, а прожить их. Не понять причину, но реально прозреть, очнуться и изменить ситуацию. Не только молиться об исцелении, но и идти к нему своими ногам.

Моя формула исцеления такова: намерение, интуиция, знания, ответственность, действия, доверие и любовь.

Автор статьи

 Созинова Алена Владимировна - Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель психологии, процесс-ориентированный психотерапевт, кандидат психологических наук по медицинской психологии. Ведущая программы Психосоматика и психология телесности: теория и практика. Опыт работы в специальности - 21 год.

Ведущая программ в МИПОПП:

Психосоматика и психология телесности: теория и практика

Расстройства пищевого поведения и отношений с телесностью

Психология сексуальности и психологическая работа с сексуальными дисгармониями

Мать, отец, семья и ребенок. Психотерапия детских травм

Алхимия русских народных сказок в сакральных психологических процессах. Сказкотерапия мужской и женской части души (учебно-терапевтическая группа)

Вебинар «Сексуальные фантазии и глубинные процессы психики» (запись вебинара в открытом доступе)

Другие статьи Алены Созиновой на сайте МИПОПП:

Сказки как инициации для современного человека

О вторичных выгодах

Еще раз о внутреннем целителе. Случай из практики

Критерии выбора помогающего специалиста

Где ты, где ты разбил своё сердце, где оставил надежду, веру и любовь, где потерял себя?..

Чудесные истории от мексиканской акушерки Наоли Винавер и от меня

Про расстройства пищевого поведения и не только

Сексуальность: где мы берем и где теряем энергию

Психологические предпосылки зрелой сексуальности

О близости, травмах и сексуальности

Огненный ветер. Случай из практики

О воспитании внутреннего ребенка

Детей на войну не берут

Сказки в самопознании и психотерапии

Духовные вызовы материнства

Благодарность - это свобода от детских историй, и это расширение

Полнота от неполноты

Сексуальность как аспект психического здоровья и благополучия