Критерии выбора помогающего специалиста. Алена Созинова
№ лицензии 040793
Международный Институт
процесс-ориентированной
психологии и
психотравматологии
Психология для жизни, профессии, бизнеса
Версия для слабовидящих
ru en
Поиск
ru en
Международный Институт процесс-ориентированной психологии и психотравматологии

Психология для жизни, профессии, бизнеса

Критерии выбора помогающего специалиста

Алена Созинова

Поделюсь своими мыслями о том, что важно понимать, когда вы выбираете специалиста-практика, с которым собираетесь работать по поводу психодуховной подоплёки серьезных соматических заболеваний: онкологических, аутоиммунных, кардиологических и других.

· Хорошо, если практик имеет общее представление о медицинском и культуральном слое заболевания. Он может не знать деталей, но он видит и осознаёт картинку целиком, на всех планах. Важно, чтобы практик имел связь с системами лечения заболеваний: вырос в семье медиков или целителей, учился в клинический среде, работал в больницах или ассистировал нетрадиционному лекарю, сам излечился от тяжёлого заболевания и прочее. Я считаю, что в самостоятельную практику можно выходить только из таких систем, это также подтверждено традициями западной и восточной культуры. На западе ты сначала работаешь в клинике, и только потом сам на себя. На востоке ты учишься у практика, выполняешь всю грязную работу как подмастерье, и только потом уходишь в свободной полет. Иногда ты платишь за это, иногда отрабатываешь делами. Также крайне неэкологично уходить в эти темы из состояния финансовой нужды. Кроме того, если выбрал путь частной практики, обучение здесь также не может быть остановлено никогда. Я не про развитие вширь - сотни дипломов и прочее. Я про развитие вглубь.

· Важно, чтобы сам практик верил в возможность вашего исцеления, и эта вера не была бы голословной. Например, у отца моей подруги после инсульта была парализована рука. Для современной западной медицины такая степень пареза на позднем сроке восстановления считается некурабельной, однако он поехал в Китай, где его рука была полностью восстановлена с помощью трав. Также недавно один мой пациент с перекошенным вследствие невралгии тройничного нерва лицом был полностью восстановлен китайцем с помощью иглотерапии, хотя традиционная медицина никак не могла помочь ему с восстановлением. Конечно, в этих примерах речь идёт о физическом пласте, однако в некотором смысле эти границы условны, так как многие нетрадиционные лекари используют и молитвы, так же как психологи часто работают с телом. Когда речь идёт об исцелении через душу, практик-психолог должен чувствовать возможность исцеления и свои силы этому способствовать. Например, когда я только начинала свою работу в этой области, я взяла в терапию женщину с терминальной стадией рака лёгких. Я была совсем юной и верила в неё, и верила  в себя, как и она сама. Она тоже была врачом, и мы с ней перелопатили кучу литературы, которая была совсем не принята тогда в академических медицинских кругах. Но правда была в том, что я интуитивно знала куда копать, я думаю, это из-за того, что в моем роду очень много медиков, и это их заслуга, ими изведанная  дорога. Также однажды я вела женскую группу, в которой у одной клиентки была бабушка с сильными целительскими способностями, и я её смело подключала к тяжёлым задачам, потому что чуяла, что она может. И она могла, хотя по профессии она вообще юрист. Кстати, у той болеющей женщины с раком на очередной компьютерной томографии выяснилось, что очаги стали уходить, и её выписали домой - наша с ней работа увенчалась успехом. Важно понимать, что работа в таких случаях всегда совместная. И ещё тут хочу прояснить про слово «исцеление». Исцеление - это возвращение человека к его целостности, о нарушении которой говорит сам факт заболевания.

· Если речь идёт о неврологических и психиатрических заболеваниях, обязательно для практика хотя бы общее знание неврологии и нейропсихологии, а также понимание действия психотропных препаратов. Я часто видела, как психологи начинали «лечить» полноту, хотя это побочное действие нейролептиков, или же кто-то обещал «вылечить» посредством игротерапии детей, у которых в итоге оказывалась опухоль мозга, и это можно было бы заметить, имей они хоть малейшее представление о мозге. Также частенько обычные нейропсихологические феномены на практике долго и бесполезно лечатся арттерапией. Ну то есть если у ребёнка не созрела мозговая система регуляции, бесполезно с ним рисовать маму и папу. Нужно просто пройти курс двигательной и когнитивной коррекции. Это все.

· Вернёмся к тяжёлым соматическим заболеваниям. Когда вы выбираете психолога, с которым идёте к исцелению, вы всегда можете задать ему любые вопросы, чтобы понять, как он это все видит, что он знает и умеет. Например, классическое образование хорошо учит к заболеваниям приспосабливаться, но для исцеления нужны и специфические трансперсональные знания, умения и навыки. В этом смысле я больше доверяю качественному образованию, личному обучению у знающих людей в сочетании с интуитивными дарами от рода, когда не знаешь, откуда, но просто знаешь.

· Долгое изучение причин - часто это просто трата времени, которое не всегда есть, когда вы болеете. Оно нужно постольку, поскольку это помогает исцелению. Обычно это работает как клубок: психолог ищет нужные ниточки и распутывает, пока не распутает все до конца. И отдаёт ниточку клиенту. При этом клиент может этому сопротивляться: мало знать, как распутать, нужно ещё знать, как помочь клиенту не запутать это снова. Поэтому важно иметь много знаний и хорошее чутьё. Здесь нет и не может быть готовых схем, хотя психолог может иметь много ключей, чтобы открывать разные двери. Однако хорошие психологи предпочитают отмычки).

· Хороший практик никогда не будет отрицать других специалистов и альтернативные методы лечения. Он всегда поддержит вас в том, чтобы вы обратились к кому-то ещё, если хотите. Иначе - это вопрос денег, детского самолюбия, раненого чувства собственной важности и/или узколобости.

· Психолог-практик, работающий с тяжёлыми заболеваниями, должен относиться к ним спокойно. Его ум должен быть холодным, а сердце горячим. Необходимо, чтобы он спокойно смотрел на жизнь и на смерть. Если он слишком суетится, эмоционирует или опекает, то это плохой знак. Это значит, что он либо не видит вашу силу и хочет присвоить результат себе, тогда он занимается исцелением не вас, но своего внутреннего ребёнка, либо он проигрывает историю с болеющим родственником, которую никак не может пережить. И это тот случай, когда врач не выписывает необходимые для жизни гормоны, потому что от них будут прыщи, а над ним самим смеялись на эту тему в школе. Это случай слепых пятен, и такой человек будет лечить не вас, но себя на вашем материале.

· Зрелый практик всегда признает, если ошибся, и ошибку свою исправит. Он также найдёт, где спросить совета, если не уверен в чем-то.

· Грамотный опытный практик не будет пользоваться универсальными трактованиями болезней. Они не подходят - это как сонники, они нужны для тех, у кого больше ничего нет, и это хоть что-то. Например, многие «знают», что рак - болезнь обид. Также есть медицинские исследования о том, что наличие рака коррелирует с чувствами вины и стыда. По моему опыту, рак часто бывает связан с согбенностью, приниженностью, самоуничижениям. Также рак часто идёт руку об руку с перфекционизмом и стремлением к совершенству. Всегда важен личностный глубинный смысл болезни, который необходимо найти.

Автор статьи

 Созинова Алена Владимировна - Клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель психологии, процесс-ориентированный психотерапевт, кандидат психологических наук по медицинской психологии. Ведущая программы Психосоматика и психология телесности: теория и практика. Опыт работы в специальности - 21 год.

Ведущая программ в МИПОПП:

Психосоматика и психология телесности: теория и практика

Расстройства пищевого поведения и отношений с телесностью

Психология сексуальности и психологическая работа с сексуальными дисгармониями

Мать, отец, семья и ребенок. Психотерапия детских травм

Алхимия русских народных сказок в сакральных психологических процессах. Сказкотерапия мужской и женской части души (учебно-терапевтическая группа)

Вебинар «Сексуальные фантазии и глубинные процессы психики» (запись вебинара в открытом доступе)

Другие статьи Алены Созиновой на сайте МИПОПП:

Сказки как инициации для современного человека

Исцеляющая триада

О вторичных выгодах

Еще раз о внутреннем целителе. Случай из практики

Где ты, где ты разбил своё сердце, где оставил надежду, веру и любовь, где потерял себя?..

Чудесные истории от мексиканской акушерки Наоли Винавер и от меня

Про расстройства пищевого поведения и не только

Сексуальность: где мы берем и где теряем энергию

Психологические предпосылки зрелой сексуальности

О близости, травмах и сексуальности

Огненный ветер. Случай из практики

О воспитании внутреннего ребенка

Детей на войну не берут

Сказки в самопознании и психотерапии

Духовные вызовы материнства

Благодарность - это свобода от детских историй, и это расширение

Полнота от неполноты

Сексуальность как аспект психического здоровья и благополучия