Образ движения и структура тела
Дина Крупская
Поговорим о том, как сложно новичку расслабиться, выполняя упражнения тайцзи или цигун, и как ему помочь.
Зачем расслабляться? Чтобы вернуть нормальную силу движению крови и лимфы, которым приходится прокладывать себе пути через скованные напряжением мышцы, как через ледяные торосы.
Выполняя непривычные движения, мы неосознанно создаем уйму ненужных напряжений в теле, вернее, не мы, а наша нервная – слишком нервная – система.
У нас есть 18 основных требований к стойке – это только основных. Конечно, их не сразу вываливают на новичка, но даже если стараться выполнять хотя бы два-три из них во время движения, получаешь лишнее напряжение: где есть внимание, там держится конструкция, а ушло – все посыпалось. Так и скачешь вниманием по телу, стараясь убрать шейный и поясничный прогибы позвоночника, опустить плечи и лопатки, подпереть макушкой небо, удержать пустоту в подмышках, кисть должна быть наполнена, а внизу еще ноги есть, бог мой, их же нужно укоренить и заземлить, а проекция коленей чтоб не выходила за стопу, а хвост чтоб вниз, а грудь утонула, а лопатки раскрылись, а еще три расширения спины есть, а еще удержание средней линии во время движений рук, а еще… А теперь со всем этим добром мы попробуем взлететь, как в анекдоте. А главное – при этом нужно расслабиться, это уже просто шуткой воспринимается.
Потому что есть у нас механические, неосознаваемые постуральные привычки – то, как мы удерживаем себя в пространстве, чтобы не упасть. Человеку кажется, что он держит голову прямо, потому что он так привык, и сигнал в мозг идет на привычном уровне. А на самом деле он смотрит вниз или наоборот вверх. Никто на ходу не чувствует, что у него одно плечо выше другого или живот напряжен. Что уж говорить о «правильной» осанке, о которой нам твердили с детства: грудь вперед (за счет напряжения спины), поясница максимально выгнута, создавая «красивый» прогиб, а ягодицы отставлены назад. Попробуй-ка в зрелом возрасте начать делать все наоборот.
Основные жалобы новичков во время статических упражнений - колени болят, икры болят, стопы болят. Жалобы эти основаны на том, что тело не верит, что можно стоять расслаблено.
А и правильно делает, что не верит.
«Если расслабить ноги, я упаду», – резонно говорит новичок.
Мы на это возражаем, что расслабить надо лишнее, ненужное напряжение, которого не требуется для поддержания вертикальной позы, если кости стоят правильно. А он нам:
«У меня лишнего нет, все нужное!»
И тут нам помогает образ.
У китайцев за язык, за вербализацию их мира отвечает правое полушарие, оттого что их иероглифы - это картинки, а не буквы. Поэтому с образами им проще, поскольку образы живут в правом полушарии, которое воспринимает мир цельно, а не дробит его на мелкие части, как левое.
И мы просим новичка сравнить, что делают мышцы ног, когда вы садитесь на шар или на высокий табурет - и когда встаете с него. Что легче – садиться или вставать? Вставать гораздо легче. А результат одинаковый – мы стоим с немного согнутыми коленями. Но когда не присаживаешься, а «привстаешь с табурета», колени расслабляются, поскольку мы перестали напрягать мышцы бедра.
Спрашиваешь новичка: легче так стоять?
«Да, - говорит, - но теперь стопы напряжены».
Что сделать, чтобы разубедить тело напрягать стопы?
Попробуем предоставить ему образ уходящих в почву корней. Корни уходят в мокрую глину. Даже представить, что стопЫ - дна - у нас нет, только эти корни ищут влагу под землей, пробивая себе дорогу через песок, почву, камешки. Соединимся с землей, используем ее силу, чтобы расти вверх.
С ногами справились – обнаружилась поясница.
«Поясница – часть шара, который вы держите», - говорит тренер новичкам. А лучше всего подойти и слегка надавить на поясницу сзади, и тогда тазовой кости придется «убрать прогиб», найти вертикальное положение, чтобы человек не упал.
Жалоба почти любого новичка: болит спина между лопатками, когда встаешь в стойку с шаром.
Тогда мы предлагаем отодвинуть, отмагнитить, распустить позвонки, словно между ними воздушная подушка. Позвоночник – бамбук, стремящийся вырасти через макушку. Этот образ помогает расслабить ненужное напряжение в шее, но сохранить макушечное натяжение. Или так: макушка поддерживает небо, ноги отталкивают землю – мы распорка между небом и землей.
Стойку вроде выправили. Теперь нужно научиться поднимать руки так, чтобы не напрячь лишние мышцы.
Предлагаем образ: Руки поднимаются не вверх, а вперед, уходят в бесконечность, и рука начинается от поясницы. При этом на нее действуют две силы, два противонаправленных вектора по линии костей – один к пальцам, другой к пояснице, растягивая руку в каждой точке.
Другой образ: рука сама поднимается, как перышко парит вверх по ущелью, ведь снизу, из долины восходит теплый воздух. Невесомость. Образ очень помогает без технических объяснений легко держать руки.
Образ «ладони Будды» - большой, широкой, наполенной, теплой – открывает и наполняет кисть, а к кисти, по принципу подобия, подстраивается все тело.
Шар. Проведем эксперимент. Попробуйте взять шар и держать. А теперь попробуйте положить руки на шар, лежащий на воде, и отдать вес рук шару. Почувствовали разницу? Теперь отпускаем руки разложиться по шару, растечься по нему, словно тающее масло.
Другие помогающие при движениях образы:
Ходьба – идем вперед, словно колесо движется, одной точкой отталкивается от земли, а центром катится вперед.
Ходьба с шаром. Упругий резиновый шар, наполненный нашим дыханием, включен в объем корпуса, и мягко толкает плотный воздух перед нами.
Движемся по законам воды, вода внутри – перетекание, заполнение и опустошение, но вода еще и снаружи, и чтобы продвигаться в ней, нужно толкать ее всей поверхностью кожи.
Важно еще отпускать на землю весь вес без остатка, чтобы он не запирался мышцами внутри тела в районах привычных зажимов, а доходил до опоры, откуда он «вернется» в тело упругостью. (Инь переходит в Ян)
В цигуне, на мой взгляд, для лучшего погружения и ощущения результата важно включить кожную чувствительность, я бы назвала ее – меридианальную, канальную чувствительность. Для лучшего понимания стоит ввести в занятие лекцию с объяснением китайской энергетической структуры человека – даньтяней и меридианов. Представляя эту структуру, попадаешь в гораздо более тонкое состояние чувствительности, приводишь внимание к поверхности тела, где проходят меридианы, именно слышишь кожей.
От работы с телом через образ можно затронуть работу с эмоциями. Вернее, с мышечно-энергетической реакцией нашего тела на эмоцию. Но это уже другая тема.
Путь познания себя через движение – это Лестница в небо…
Автор
Дина Крупская – Тренер тайцзи-цигун с 2005, сертифицированный специалист по процесс-ориентированной психологии, травматерапевт. Автор методики «Психо-энерго-соматическая коррекция». Писатель, переводчик, редактор, организатор путешествий по Китаю, фотограф
Дина Крупская – Тренер тайцзи-цигун с 2005, сертифицированный специалист по процесс-ориентированной психологии, травматерапевт. Автор методики «Психо-энерго-соматическая коррекция». Писатель, переводчик, редактор, организатор путешествий по Китаю, фотограф